Путешествие с детьми на велосипедах по Беларуси. Часть1

В конце июля — начале августа 2018 года мы с детьми в велокреслах съездили в велопоход по Беларуси. Выбрали для первого посещения страны самый северо-восток. Это озерный край. Наш маршрут пролегал от одного озера до другого. В это время в Беларуси установилась очень жаркая сухая погода. Все дни даже в вечернее время температура держалась выше 20 градусов, и мы не надевали ни разу ни кофту, ни дождевик. Лишь на последних пяти километрах перед финишем наш накрыл шквальный ветер с грозой, и мы промокли до нитки.

В походе участвовали Люция Хисматуллина, Оля Хисматуллина (4 года), Елена Котлярова, Ваня Котляров (2 года). Дети ехали в велокреслах хамакс сиеста.
Под креслом на багажнике были рюкзаки велоштаны.

Сроки похода: 29 июля — 5 августа 2018 года.
Маршрут путешествия: Полоцк-Новополоцк-Дисна-Миоры-Браслав-оз.Струсто-д.Васюки-Воропаево-оз.Россохи-Мядель-Молодечно.
проехали 442 км за 8 ходовых дней.

До начальной точки маршрута мы добирались поездами.
Агрыз-Москва и Москва-Смоленск. У ржд всё понятно как перевозить велосипеды. Мы покупали два места в багажное купе и загружали туда велосипеды в чехлах. Велокресла и велорюкзаки размещали в плацкарте как обычный багаж.

В Москве нам пришлось провести весь день. Мы сразу уехали в парк Сокольники, провели жаркое время дня на детской площадке и только под вечер немного прокатились  по ВДНХ по дороге на Белорусский вокзал.

В Смоленск прибыли ранним утром. Успели найти менял на рынке и поменять русские рубли на беларусские. А надо нам их было, чтобы оплатить электричку Рудня-Витебск. Хотя потом выяснилось, что и за рубли кондукторы продадут билеты.
До Полоцка добирались тремя местными поездами: Смоленск-Рудня, Рудня-Витебск, Витебск-Полоцк. Благодаря пригородным поездам нам удалось сэкономить на заброске. Через границу в поезде Москва-Полоцк мы бы заплатили 3 тыс. рублей. И не понятно было, как отнесутся проводники беларусской жд к велосипедах в чехлах. Потому что по их правилам мы должны разобрать велосипед до суммы трех измерений 180 см для бесплатного провоза или купить на велосипед дополнительный полный билет за 3 тыс. рублей.
Москва-Полоцк поездом до Смоленска и дальше приг. поездами вышло 1800р/чел. Согласна, что по времени мы проиграли, но ради опыта проделать такой путь хотелось.

В Витебске у нас было несколько часов. Мы заехали в банк поменять деньги, прокатились по центру города и вернулись на вокзал к отправлению дизеля.
В Полоцке мы сразу поехали на выезд ставить палатку в поле. По дороге я уронила фотоаппарат и разбила обьектив. Ничего не поделать: снимать придется на айфон и экш-камеру ксаоми.
Нашли поле, поставили палатку. Лена пошла за дровами для костра, принесла клеща на штанах. Пожалели, что не взяли с собой газовую горелку. Почему-то решили перед отъездом, что в Беларуси лучше готовить еду на костре.

1 день. 29 июля.

Поле у Полоцка — Новополоцк (квартира) 28 км

Утром мы решили вернуться в Полоцк, снять квартиру и помыться, постирать одежду после поезда. Была еще одна причина — Ваня слегка приболел.
Снять квартиру по интернету удалось только в Новополоцке. Стоило это 35 бел. руб. Неспеша собрались и выехали по проложенному в мапс.ме маршруту.

Полоцк и Новополоцк расположены недалеко друг от друга, между ними даже ходит городской маршрут автобуса. Но кусочек дороги по лесу, где вокруг не было домов, мы все таки прихватили. По дороге бросилось в глаза ухоженность и чистота обочины, вежливые водители, опережающие нас по встречке, и всегда они снижали перед маневром скорость. По правилам дорожного движения в Беларуси надо передвигаться по пешеходным дорожкам, там где они есть. И как только в Новополоцке начался тротуар, мы свернули с дороги.
Подъехали к дому, где нам сдали квартиру на сутки. Закупились в супермаркете и остаток дня провели в хозяйственных делах. Ведь дальше нам предстояла неделя диких ночевок.

2 день.30 июля.

Новополоцк-Дисна-Березово 50,4 км  (78,4 км)
С утра Ваня чувствовал себя лучше. Мы собрались и выехали в 10 часов.
До Дисны ехали по треку, закачанному с gpsies. Трек проходил по грунтовым дорожкам правого берега Западной Двины.
Распрощались с Новополоцком, переехали на правый берег и первые километры преодолели по шоссе. В деревне Глинище повернули на грунты.
Вокруг стоял аромат яблоневых садов и соснового бора. Воздух настолько концентрированный и чистый, что его можно хлебать кружкой.

От Махирово пошла насыпная гравийная дорога по лесу. В теньке ехать было приятно. Но после Раштово она настолько опесчанилась, что нам пришлось велосипеды толкать.

Еще для нас ново было набирать воду в колодцах. По всему маршруту мы не раз потом их встречали и всегда брали из них воду. У первого нашего колодца мы устроили обеденный привал. На этот момент мы уже проехали 20 км

В два часа дня выехали дальше по маршруту. От Крумплево до Замошье была слабо накатанная колея в траве. Но в седле проходимо. Ну а дальше опять песчанно-гравийная дорога разной степени сыпучести.

В 16 часов перекусили у Луначарского. Проехали на тот момент 40 км. Было жарко, посидели в теньке.
Подъехали к парому. По расписанию ближайший в пять вечера. Ждать полчаса. Паром оказался бесплатным.

После парома набрали воды, готовились к ночевке.
От парома проехали ещё 9 км и в семь часов остановились на ночевку возле деревни Березово, за день сделали 50 км.
Место стоянки очень живописное, на опушке скошенного луга с видом на Западную Двину. Готовим на дровах. Лена делает костер очень быстро. Через час у нас уже готовая паста с овощами и белорусской тушёнкой. В девять ложимся спать.

3 день. 31 июля.

Березово-Миоры-оз.Важа  52,69 км (131 км)

Туман спрятал изумруд долины. Смолкли ночные музыканты. Тонкой струйкой капучино побежала зарница на залитые молоком луга. Рассыпался хрустальный бисер по траве.
Сонный клевер, сверкая хрустальным бисером, потянулся к солнышку, вслед за сладким ароматом яблоневых садов. Аппетитно хрустя черемухой, огонёк забурлил водой в котелке и долина наполнилась тонким запахом кофейного дымка.
Из палатки гуськом к горшкам потянулись сонные дети. И в этот момент именно здесь и сейчас я ощутила счастье.

Выехали полдесятого. Сразу заехали к дому попросить воды, купили овощей у хозяйки.
Ехали по трассе местного значения. Машин очень мало. Едем быстро. Полпервого мы в Миорах. 36 км.

Первым делом в кафе. По меню суп — неполный рубль — где-то по 0,8 бел. р.
Поели 4 супа, 4 вторых с котлетой, 4 морса. 11 бр — 350р
Потом долго сидели в бесплатном вайфае.

Выехали в полчетвертого. Надо проехать 18 км до стоянки на оз. Важа. Дорога — асфальт с минимальным траффиком.
Доехали за час.

Лес еловый, озеро большое и никого. Много мест для пикника. А комаров нет.

Костер. Гречка с тушенкой. Палатка. Отбой в девять вечера.

4 День. 01 августа.Оз. Важа-Иказнь-Браслав-оз. Струсто 44,66 км  (175,75 км)

Утро встретило нас приглушенными птичьими голосами, шумом листвы и тишиной.

Стоянка у озера Важа очень большая, здесь поместится человек сто. С дороги ведут указатели. Много навесов от дождя, скамейки, столы, оборудованные костровища.
Готовить завтрак на костре было очень удобно.

После завтрака, недалеко от стоянки заманила нас тёплая озёрная вода. Съехали с шоссе и купались-загорали до обеда на озере Обстерно. Думала, переждали жару, но не тут-то было, пе́кло в 30°C.

Виды по дороге были безгранично потрясающие. Поразила чистота и порядок вокруг. Все обочины выкошенные, ни одной соринки.

В Браслав въехали раскаленными. Поэтому немного осмотрев его, сразу едем на стоянку. Остановились на озере Струсто. Мягкая прозрачная вода, песчаное дно как на Тургояке, пологий заход.

Лебеди и аисты, стоянка оборудованная: беседки, навесы, туалеты, костровища. Сосновый лес полный дров.

В соседях – рыбацкие семьи. Тихо и спокойно, не как у нас на берегах Камы в разгар купального сезона.

Лена приготовила на ужин овощное рагу. Счастливые выкупанные дети пели весь вечер песни, быстро уснули. Никак не могли насладится живописным закатом.

Продолжение читайте по этой ссылке