Велопоход на озеро Морской Глаз

Наш детский велосезон 2019 года мы начали с пятидневного велопохода по Татарстану в первомайские праздники.

Изюминкой путешествия стала развиртуализация с нашей коллегой из Санкт-Петербурга Екатериной Костюхиной. Она приехала к нам со своим 4-летним сыном Виталиком. И мы вместе отправились в поля и леса Татарстана к озеру Морской Глаз Республики Марий Эл.

Итоги велопохода:

• Всего проехали 166 км за 5 дней (1-5 мая).
  • Участники: Люция Хисматуллина с Олей (5 лет) в велокресле, Елена Котлярова с Ромой (6 лет) на детском велосипеде и тандемной сцепке follow me и Ваней (2 года) в велокресле, Екатерина Костюхина (Санкт-Петербург) с Виталиком (4 года) в велокресле.
  •  Маршрут: Арск — Б.Атня — оз. Морской Глаз — д.Васюткино — Зеленодольск.
    Туда добирались электричками Ижевск-Кизнер и Кизнер-Арск, обратно — Зеленодольск-Казань, Казань-Кизнер и Кизнер-Ижевск.

1 мая. — 26 км
2 мая. — 20,6 км
3 мая — 43 км
4 мая — 41,6 км
5 мая — 34,8 км

Наш маршрут начинался в Арске. Вообще в нашей местности немного направлений, чтобы заброситься можно было на электричке. Чтобы попасть в Марий Эл, оптимально было выйти на станции Арск и доехать на велосипеде 100 км до начала республики Марий Эл, что мы и сделали.

В Арске мы закупили продукты на сутки и отправились на северо-запад в сторону Б. Атни.

Почти сразу остановились на горячий обед. Дул сильный ветер, а встали мы на только что вспаханном поле. Пыль норовила попасть в нашу еду.

Сытые мы выдвинулись в путь. Дети в велокреслах решили поспать. Роме надо было крутить педали наравне со взрослыми.

Природа просыпается. Листочки только-только вылазят из почек. После зимы и снега так приятно катить на велосипеде и вдыхать ароматы весны.

На ночевку мы встали в поле на водоразделе. Воду брали в последней деревне перед ночлегом. Вставать на высокой точке весной, значит обеспечить себе ночь немного теплее и суше, чем в низине.

Проехали на 1 день 26 км.

Утром второго дня была прекрасная погода. Мы приготовили на завтрак овсянку. Поели и через 2.5 часа готовы были выезжать.

Ветер поднялся почти сразу, как мы выехали. Он принес облачность.

Проехали Верхнюю Серду и повернули на запад в поля. И тут поняли какая сила ветра подгоняла нас, когда мы ехали в северном направлении. С боковым ветром по открытому свежевспаханному полю было очень трудно передвигаться. А тандем взрослого велосипеда с детским у Лены давал такой парус, что нельзя было ехать. Сносило с дороги прямо на пашню. Эти 4 км до Турукляра пришлось спешиться.

Места очень живописные. Холмы, поля и овраги с зеленеющими кустами.

В Турукляре магазина нет. Едем до следующей деревни Коморгузя. Покупаем еды на сутки и обедаем рядом на скамеечке. Ехать не можем по дороге. Ветер сносит на обочину. Начинается дождь. Поэтому не доезжая до Марьяна заходим в хвойную лесопосадку и ставим палатки. У нас полудневка.

К слову, дождь шел до вечера. А мы переждали его под крышей наших палаток в разговорах и обедоужине.

За второй день проехали 20,6 км.

Видео первых двух дней похода:

Утро третьего дня началось с солнца. Ехать было очень приятно. Теплый воздух и слабый ветерок. Мы быстро добрались до Б. Атни. Дорога до Алата ничем не примечательное шоссе, которое мы хотели проехать по возможности быстрее. Лишь в Б. Берези мы остановились набрать воды из колодца.

В Алате мы, наконец, ушли с шоссе. У деревни Потаниха есть красивый храм Св. Ионна Предтечи 1738 года.

Здесь неподалеку мы и перекусили. А дальше поехали по очень красивой песчаной дороге в деревню Алатский Спиртзавод.

И даже форсировали небольшой брод перед самой деревней.

Нашей задачей было сегодня как можно ближе подобраться к нашей цели — озеру Морской Глаз. И в этот день мы ночевали уже на границе Татарстана и Марий Эл. За третий день проехали 43 км.

Видео третьего дня:

Утро четвертого дня. Ясно, жарко. Как будто началось лето.

Всю теплую одежду убрали в велосумки. Еле закрыли их. Выезжаем. Сегодня мы должны увидеть озеро Морской Глаз.

Дорожки на границе регионов не очень хорошего качества. Зато и автомобилей почти нет.

И вот мы почти у цели.

Озеро Морской Глаз карстового происхождения. Уровень воды в разные года сильно меняется. Мы были в этих местах в 2012 году. Озеро было вполне полноводным. Потом в интернете узнали, что оно сильно обмелело. Но медленно всё же снова наполняется водой. В 2019-м году, когда мы его вновь увидели, озеро было полноводнее, чем мы видели фото в сети, но мельче, чем мы видели его в 2012-м.

Да и много деревьев по склонам высохло с 2012-го года. Вот фото 2012-го:

Посмотрели мы на озеро и повернули наши рули к Зеленодольску. В моих планах было захватить леса Мари Чодра, но мы очень долго сюда добирались и времени осталось очень мало. Выехали на асфальт и погнали к зеленодольскому лесу.

После деревни Карай, где мы набрали воды на ночевку и нас угостили пирожками, мы съехали в лес и поставили палатки.

За четвертый день проехали 41,6 км.

Утром пятого дня продолжили наш путь по асфальту. У деревни Васюткино вновь съехали на грунт.

Погода 5 мая была совсем летняя. Это очень странно чувствовать 25 градусную жару, когда 29 апреля у нас еще была снежная метель и минусовая температура.

Ехали мы вдоль леса и искали в него заезд. Даже взяли небольшой брод.

Возле Краснознаменского углубились в лес. Дорога очень популярна у местного населения. Встретились нам велосипедисты.

Лес очень красивый весной. И самое главное, что нет комаров. Прокатились очень хорошо.

Между тем мы спешили на двухчасовую электричку. Чтобы в четыре часа сделать пересадку в Казани на электричку в Кизнер. И мы успели. За пятый день проехали 34,8 км.

В Кизнере по просьбе Кати мы сделали ночевку в палатке и продолжили путь в Ижевск 6 мая рано утром на электричке Кизнер-Ижевск. И в полдень были дома.